Polozhenie o programme nastavnichestva

Положение о программе наставничества
в Муниципальном общеобразовательном учреждении
Алексейковская средняя общеобразовательная школа
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.

Настоящее Положение о программе наставничества (далее – Положение)
в Муниципальном общеобразовательном учреждении
Алексейковская средняя
общеобразовательная школ ( МОУ Алексейковская СОШ) разработано с учетом
требований следующих правовых и нормативных документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися»;
 письма Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой
модели наставничества и методических рекомендаций»;
 устава МОУ Алексейковская СОШ
 и определяет порядок организации наставничества в МОУ Алексейковская СОШ.
1.2. Настоящее Положение:
 определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией (целевой
моделью) наставничества обучающихся (далее – Целевая модель);
 устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
 определяет права и обязанности ее участников;
 определяет требования, предъявляемые к наставникам;
1

 устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
 определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса
реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности.
1.3. Участниками программы наставничества в образовательной организации являются:
 наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый
поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого;
 наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество) –
участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его
помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции;
 руководитель МОУ Алексейковская СОШ;
 куратор наставнической деятельности в МОУ Алексейковская СОШ – сотрудник
образовательной организации, который отвечает за внедрение и организацию
программы;
 родители (законные представители) обучающихся;
 выпускники МОУ Алексейковская СОШ;
 участники бизнес-сообщества, в том числе – работодатели, представители
образовательных организаций, представители региональной власти и органов
местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые
заинтересованы в реализации программ наставничества.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации,
через создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а
также оказание помощи педагогическим работникам (далее – педагоги) МОУ
Алексейковская СОШ
в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных
обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
 улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других
сферах деятельности;
 подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной
ориентации;

2

 раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
 обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального
развития и работы в коллективе;
 формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а
также при выполнении должностных обязанностей;
 ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие
их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень;
 сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МОУ Алексейковская СОШ
и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного
развития;
 создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;
 выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности,
инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
 формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МОУ Алексейковская
СОШ, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его
участниками.
2.3. Планируемые результаты реализации программы наставничества:
 успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном
коллективе;
 повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов
обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и
внеурочной деятельности, стажировках;
 развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной
деятельности;
 формирование активной гражданской позиции наставляемого;
 позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
 построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов,
обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и
Программы наставничества МОУ Алексейковская СОШ.
3

3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности
несут руководитель
МОУ
Алексейковская
СОШ,
куратор
наставнической
деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по
осуществлению наставничества в школе.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих
потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных
компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного
процесса:
 обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника;
 педагогические работники, вновь принятые на работу в МОУ Алексейковская
СОШ;
 педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.4. Наставниками могут быть:
 учащиеся;
 выпускники;
 родители (законные представители) обучающихся;
 педагоги и иные должностные лица образовательной организации;
 сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявившие
готовность принять участие в реализации программы наставничества.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в приложении 1.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании заявления
(приложение 2).
3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической
деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы
работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с
наставником и наставляемыми.
3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой
наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости от планируемых
результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в
развитии наставляемого.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с
наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может
быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного
продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя МОУ Алексейковская СОШ,
основанием могут выступать следующие обстоятельства:
 прекращение трудовых отношений;
4






психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
обоснованная просьба наставника или лица, в отношении
осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.

которого

3.9. Этапы наставнической деятельности в МОУ Алексейковская СОШ осуществляются в
соответствии с дорожной картой внедрения программы наставничества и включают в себя
семь этапов:
 этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества;
 этап 2. Формирование базы наставляемых;
 этап 3. Формирование базы наставников;
 этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
 этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
 этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
 этап 7. Завершение внедрения программы наставничества.
3.9.1. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества,
включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической
деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку
предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей
наставничества на ближайший год исходя из потребностей образовательной организации,
заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами,
участвующими в реализации программ наставничества образовательной организации.
3.9.2. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, и
формируется база данных наставляемых. На данном этапе собираются:
 согласия на обработку персональных данных от тех участников программы
наставничества в образовательной организации, которые еще не давали такого
согласия;
 согласия на участие в программе наставничества от будущих участников
наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если
участники – несовершеннолетние.
3.9.3. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы
данных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников
(приложение 1).
3.9.4. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается база данных наставников,
прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставников может
осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. Предварительный
отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления представлен
в приложении 2).

5

3.9.5. В рамках пятого этапа происходит прикрепление наставников к наставляемым
посредством специальной формы (приложение 3), формирование наставнических пар
(групп) и разработка индивидуальных планов развития.
3.9.6. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых
по осуществлению мероприятий программы наставничества.
3.9.7. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий,
награждение эффективных участников наставнической деятельности.
3.10. В целях обеспечения открытости реализации программы наставничества на сайте
МОУ Алексейковская СОШ в разделе «Наставничество» размещается и своевременно
обновляется следующая информация:
 нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие реализацию
программы наставничества;
 реестр наставников;
 перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы
наставничества образовательной организации;
 анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения программы наставничества;
 лучшие наставнические практики;
 шаблоны и формы документов.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
 формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
 разработка проекта ежегодной программы наставничества МОУ Алексейковская
СОШ;
 организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы
наставничества;
проектов
документов,
сопровождающих
наставническую
 подготовка
деятельность, и представление их на утверждение руководителю МОУ
Алексейковская СОШ;
 оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
 мониторинг и оценка качества программы наставничества;
 получение обратной связи от участников программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
 анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в школе и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
 запрашивать документы (индивидуальные планы развития, заявления,
представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки)
от участников наставнической деятельности;
6

 организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители,
классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);
 вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МОУ
Алексейковская СОШ, сопровождающие наставническую деятельность;
 инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности
в МОУ Алексейковская СОШ;
 принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
 вносить на рассмотрение руководству МОУ Алексейковская СОШ предложения о
поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия
наставнических пар;
 на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества.
4.3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора по учебновоспитательной работе.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
5.1. Наставник обязан:
 помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных
мероприятий;
 в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым для
осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и (при
необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора методов
наставнической деятельности;
 выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого
в рамках мероприятий индивидуального плана развития;
 передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать
наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных
ситуациях;
 своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;
 личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости корректировать его поведение;
 принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МОУ
Алексейковская СОШ, в том числе в рамках «Школы наставников»;
 в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об
отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для
осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
 привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
программы наставничества;

7

 участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МОУ
Алексейковская СОШ, в том числе с деятельностью наставляемого;
 выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным
планом развития;
 требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития;
 в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных
мероприятиях;
 принимать участие в оценке качества программы наставничества;
 обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за
организационно-методической поддержкой;
 обращаться к руководителю МОУ Алексейковская СОШ с мотивированным
заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера
или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1. Наставляемый обязан:
 выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в
установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные
с выполнением индивидуального плана развития;
 совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять
допущенные ошибки;
 выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению
поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
 отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его мероприятий
индивидуального плана развития;
 сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов индивидуального плана развития;
 проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к
учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
 принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества МОУ
Алексейковская СОШ.
6.2. Наставляемый имеет право:
имеющейся
в МОУ
Алексейковская
СОШ нормативной,
 пользоваться
информационно-аналитической
и
учебно-методической
документацией,
материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию индивидуального
плана развития;
8

 в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;
 принимать участие в оценке качества программы наставничества;
 при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической
деятельности в МОУ Алексейковская СОШ.
7. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА
7.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор, обработку,
хранение и использование информации о программе наставничества и/или отдельных ее
элементах.
7.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка влияния программ на всех участников.
7.3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой
программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар
или групп «наставник – наставляемый».
Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества,
которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и
количественных показателей социального и профессионального благополучия,
расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы
наставничества.
7.4. На втором этапе мониторинга оцениваются:
 мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы
наставничества;
 развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в
образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися
образовательных программ;
 динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу
наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.
Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика:
 развития гибких навыков участников программы;
 уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и
профессионального образования;
 качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
 степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации;

9

 качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы,
удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а
также описание психологического климата в школе.
7.5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества: промежуточный
и итоговый.
8. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Участники системы наставничества в МОУ Алексейковская СОШ, показавшие высокие
результаты, могут быть представлены решением руководителя школы к следующим видам
поощрений:
 публичное признание значимости их работы – объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;
 размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах школы в
социальных сетях;
 благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
 обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками,
показавшими высокие результаты.
8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат
МОУ Алексейковская СОШ.
8.3. Руководство МОУ Алексейковская СОШ вправе применять иные методы
нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института
наставничества и повышения его эффективности.
Приложение 1
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 01.09.2023
КРИТЕРИИ ОТБОРА/ВЫДВИЖЕНИЯ НАСТАВНИКОВ
Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий
наставников являются:
 наличие личного желания стать наставником;
 авторитетность в среде коллег и обучающихся;
 высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать других,
способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность,
нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других,
способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:
Форма
наставнич Критерии
ества
10

Форма
наставнич Критерии
ества
«Ученик –
ученик»

 активный обучающийся уровня среднего общего образования,
обладающий лидерскими и организаторскими качествами,
нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие
образовательные результаты;
 победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований;
 лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в
жизни образовательной организации (конкурсы, театральные
постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность);
 возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или
объединений

«Учитель –
учитель»

 опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель
различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и
материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров);
 педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник
педагогического и/или школьного сообщества образовательной
организации;
 обладает лидерскими, организационными и коммуникативными
навыками, хорошо развитой эмпатией

«Студент –
ученик»

 ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской
и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и
преобразованию окружающей среды;
 участник образовательных, спортивных, творческих проектов;
 увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и
интересы другим;
 образец для подражания в плане межличностных отношений, личной
самоорганизации и профессиональной компетентности

Приложение 2
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 01.09.2023
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ КАНДИДАТА В НАСТАВНИКИ
Директору МОУ Алексейковская
СОШ
Гавриловой И.В.

11

(полные Ф. И. О. и должность кандидата в наставники)

Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников
наставничества МОУ Алексейковская СОШ на 2022/23 учебный год.
Контакты кандидата: тел.:

в

Программу

E-mail:

К заявлению прилагаю:
1. Согласие родителей
обучающихся).

(законных представителей)

(для наставников

из

числа

С Положением о программе наставничества МОУ Алексейковская СОШ ознакомлен(а).
Дата написания заявления «
Подпись

»

20

г.

Расшифровка подписи

Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке,
установленном
законодательством
РФ,
«
»
20
г.
Подпись

Расшифровка подписи

Приложение 3
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 01.09.2023
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ПРИКРЕПЛЕНИЯ НАСТАВНИКА К НАСТАВЛЯЕМОМУ
Потенциальные участники программы:
Наставник:
Наставляемый:
Родитель/законный представитель:
Критерии подбора:
Предпочтения наставника, наставляемого и/или родителя/законного представителя:
 одинаковый пол;
 общие интересы;
 совместимость графиков;
 близость мест проживания;
 схожесть черт личности;
12

 другие причины совместимости:
Вопросы, вызывающие обеспокоенность:

Комментарии:

Решение о прикреплении:

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».