Вектор добра

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Вектор добра»

Направленность: социально-гуманитарная
Общий объем программы в часах: 68 часов
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень: начальный.
Автор: педагог дополнительного образования Брюквина Анна
Александровна
Рег. № 4

Тверь – 2023 г.

«Помоги себе, помогая другим».

1. Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие
сегодня в обществе, диктуют новые требования,

как к организации самого учебно-

воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые
занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается
довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора.
Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности
подростка, чем навязанная извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в
единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде
деятельности.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства,
засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор,
противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье, должен уметь отстоять свою жизненную
позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Волонтёрство - это доступный, массовый способ профилактики асоциального поведения в
обществе, вредных привычек и активная пропаганда неконфликтного взаимодействия с
различными группами людей.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года
важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и
гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.
Целью

развития

системы

профилактики

асоциального

поведения

и

детской

безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды.
Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной
компетентности, умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства
и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих,
противостоять внешнему давлению.
Профилактическая работа с подростками очень сложное направление, подчас

не

приносящая сразу положительных результатов, и мы понимаем, что невозможно заставить
человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь

ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора.
Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение
получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной
работы.

Все

это

будет

формироваться

в

процессе

подготовки

волонтеров

–

на

профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, повысить
собственную

самооценку.

Подросток

обретет

самоуважение,

станет

уверенным

и

привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни этим ребятам проще будет общаться,
взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать
положительное

влияние

на

людей,

легко

занимать

лидерские

позиции,

проявлять толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая
личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и
профилактические занятия с волонтерами, работа с тематической литературой));
во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретут умение
работать

в

команде,

научатся

разрешать

конфликты,

включаться

в

проект,

нести

ответственность за порученную работу.
в-третьих, передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”.
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и активной
жизненной позиции.
Новизна программы
Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых
знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных
ценностей, активной гражданской позиции.
Старые формы организации досуга учащихся, изменившаяся социально-экономическая
обстановка в стране, требует появления новых форм активности подростков. Именно поэтому
вовлечение детей в социальную активность, призвано способствовать формированию и
совершенствованию гражданской и социальной компетентности подрастающего поколения.
Новизна программы заключается в том, что большое внимание уделяется созданию
безопасного информационного контента добровольческой направленности в процессе освоения
программы.
Занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и укреплять
человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей.
Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения

организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что в
последствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Уровень обучения программы: стартовый. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Режим занятий: 2 раза в неделю (68 часов в год). Продолжительность занятия – 45 минут.
Формами аттестации являются: слёт, конкурс, творческая работа, зачёт.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их
практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов,
экологических десантов.
Методы оценки уровня освоения программного материала:
Показатели качества

Методики

Уровень развития творческого

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта

Тест «Уровень социализации личности» (версия

учащихся

Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Наблюдение, индивидуальные и групповые беседы,
тестовые задания.
Актуальность

Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения
им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно
расширяющихся

и

усложняющихся

контактах.

Современные

модели

взаимодействия

«общество-государство» предусматривают, в основном, пассивное участие детей и молодых
людей

в

мероприятиях,

организуемых социальными

институтами.

В

то же время

воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого
инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние,
сопоставимое

с

образовательного

эффективностью
учреждения,

специально

педагогов,

организованной

семьи.

В

воспитательной

настоящее

время

работы

необходимо

скоординировать усилие школы, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто
считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих
сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных
общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые
должны воспитываться с детства.

В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и
самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социально - значимая, становится
реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на
основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Цель программы: распространение волонтерского движения в школе, формирование
позитивных установок воспитанников на добровольческую деятельность: введение и развитие
новых форм организации занятости детей для их самостоятельной познавательной активности,
профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
1. Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических
выступлений, конкурсов и др.).
2. Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
3. Создание

условий, позволяющихучащимся своими силами вести работу, направленную на

снижение уровня потребления алкоголя, табака, ПАВ в подростковой среде, предоставление
подросткам информации о здоровом образе жизни.
4. Формированиеу

учащихся

позитивного

правосознания,

понимания

категорий

«справедливости», «равенств», «свободы», «достоинства», «прав человека», «демократии» и
выработать навыки их реализации в повседневной жизни.
5. Обучение анализу своих и чужих действий, поиск форм их координации, проявляя терпимость
к чужому мнению и отстаивание собственной позиции.
6. Создание механизма работы школы с окружающим социумом.
7. Воспитание уважительного отношение к законам страны и веры в необходимость их
выполнения.
8. Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в
установленном порядке.
9. Привлечение учащихся группы «риска» в работу волонтерского отряда.
2. Общая характеристика курса
Структура волонтерского отряда
Руководитель волонтерского формирования – педагог – психолог, Брюквина А.А. Важным
условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель
обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними
обязанности, организует работу волонтеров.
Программа внеурочной деятельности «Вектор добра» в МОУ Алексейковская СОШ преследует
основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова
жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект,
умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для
успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам
информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами
тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам
волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В
дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую
деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать
лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:


во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения
работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность
(сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в
конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);



во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”,
проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы,
профилактические

занятия,

профилактические

сказки,

театрализованные

конкурсы,

агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных
листовок, тематического уголка.
Направления работы:
экологическое (организация и участие в различных акциях помощи бездомным животным
"Поможем животным вместе!", "Сезоны добра", поездки в приюты и на передержки города)
спортивное (организация и проведение мероприятий по сплочению детей и семей "Мама, папа,
я - спортивная семья!", масленичные старты)
патриотическое (пост № 1, классные часы памяти, участие в акции "Бессмертный полк")
социальное (помощь детям в трудных ситуациях, поддержка и включение в активную
деятельность детей с трудностями в поведении, работа службы медиации, лагеря и сборы
актива)
событийное (подготовка к различным школьным праздникам, флэшмобы, челленджы, мастерклассы)
Формы и методы работы:


Лекция.



Беседа.



Выпуск информационных газет и листовок.



Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений.



Проведение

акций:

«Нет

терроризму»,

«Конституция

главный

закон

государства»,

«Толерантность начинается с меня», «Права и Обязанности», «Вежливые слова», акции по
пропаганде ЗОЖ и вредных привычек для учащихся школы.


Демонстрация информационных стендов, плакатов.



Диагностико-аналитический блок: анкетирование, тестирование.



Обсуждение и планирование мероприятий.



Подготовка волонтеров к взаимодействию с подростками группы риска, овладение методиками
игровых технологий.



Освещение проводимых мероприятий на школьном сайте.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы «Вектор добра!»:



формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе
нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;



развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные и предметные результаты

освоения

программы

«Вектор

добра»

проявляются в:


расширении круга приёмов составления разных типов плана;



расширении круга структурирования материала;



умении

работать

со

справочными

материалами

и

Интернет-ресурсами,

планировать

волонтёрскую деятельность;


обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);



умении организовывать волонтёрскую деятельность;



способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
4. Планируемые результаты изучения курса:



основной результат работы – формирование в ходе работы кружка, более ответственной,
здоровой, значимой личности;



владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование
здоровых

установок

и

навыков

ответственного

приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;

поведения,

снижающих

вероятность



увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерское движение и
проведение

альтернативных мероприятий;



привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;



уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в
КДН.



умение общаться с обучающимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного
отношения.
Опыт, который должен приобрести волонтер в процессе работы в волонтерском
отряде:
1. Общие теоретические знания.
Виды наркотиков и их действие на организм человека. Химическая зависимость. Причины и
последствиями употребления ПАВ. Физиологические и психологические особенности
подросткового возраста. Владение различными методами ведения профилактической работы
среди своей целевой группы.
2. Практические навыки,
Работа в группе; работа с аудиторией и отдельным человеком; доступное изложение своих
мыслей; эффективные методы передачи информации; ведение профилактических тренингов;
творческий подход к своей работе.
3. Личностное совершенствование.
В процессе обучения и работы волонтер личностно развивается. У каждого есть возможности
стать лучше. Достичь каких-то высот, разрешить какие-то поведенческие проблемы, мешающие
общению с окружающими. Поэтому мы стараемся, чтобы волонтеры обрели такие качества,
которые помогли бы им в профессиональной дальнейшей деятельности, а также в жизни.
У каждого волонтера есть возможность обрести навыки: уверенного поведения; проблемо –
разрешающего поведения; ответственного поведения;
А так же есть возможность научиться: позитивному отношению к трудным ситуациям; быть
честными перед собой и перед другими; сострадать, но не попадать в со - зависимые
отношения.
5. Учебный план
№ п/п

1.

Колво
час.

Темы

Введение в курс «Вектор добра».
Из

истории

волонтерского

волонтерского отряда.

движения

4
в

мире

и

России.

Создание

Обучающиеся узнают об истории волонтерского

движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями

волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении,
определят миссию волонтерского объединения, продумают направления
работы и наметят план работы на год.
2.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

22

Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с
ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для
младших школьников организуют игры на переменах.
3.

Вредные привычки

18

Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных
привычках. Анкетирование обучающихся по теме «Вредные привычки».
Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД?
4.

Милосердие – души усердие

22

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей,
сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на
практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
5.

Подведение итогов

2
Итого 68 ч.
6. Содержание программы

1-4. Введение. Организационное заседание волонтерской команды. Инструктаж по технике
безопасности. Составление плана работы. Распределение поручений.
5-6. День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятная дата, которую важно помнить, и
знать, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его
возникновение
7-12. Профилактика дорожно-транспортного травматизма.Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма

– проблема всего общества. Обучение детей правильному

поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей –
воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников
дорожного движения.
13-16. Простудные заболевания, вирусы, инфекции. Ознакомление обучающихся с
основными видами инфекционных и вирусных заболеваний: грипп, ОРВИ, ветряная оспа,
ангина и бронхит, COVID 19
17-22. Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» #ВместеЯрче Воспитание
экологического сознания у детей; получению детьми объективной, соответствующей их
возрасту информации об энергии и энергетических процессах, об источниках энергии и их роли
в жизни человека, о правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов.

23-26. Что такое СПИД. Распространение информацию о вирусе иммунодефицита человека,
путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания. Сформировать ценностное
отношение к своему здоровью; научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и
соблюдать меры предосторожности.
27-30. Международный день добровольца в России (5 декабря). Создание условий для
формирования у школьников правильных представлений о волонтерском движении, о его
разных формах в разные времена, о его значении в жизни социума.
31-32.

Табакокурение,

токсикомания,

ПАВ.

Недопущение случаев

распространения

наркомании, алкоголизма, табакокурения, употребления ПАВ, токсикомании и связанных c
ними преступлений и правонарушений.
33-38. Алкоголь – чума 21 века. Ознакомление с историей возникновения пьянства в России, с
мотивами и пагубными последствиями употребления алкоголя для организма подростка и для
человека как члена общества.
39-42. Все о благотворительных акциях. Формирование чувств отзывчивости и доброго
отношения к людям, путем вовлечение их в социально-значимые дела по оказанию прямой,
практической помощи.
43-44. Познавательная лекция о празднике 23 февраля. Воспитание нравственнопатриотических чувств по отношению к своей Родине, воинскому долгу.
45-46. Благотворительная акция «Каждой птичке свой домик!». Привлечение внимания
общественности к охране птиц, создания благоприятных условий для гнездовья птиц в
городской среде, развития у детей творческих способностей.
47-48. Познавательная лекция о празднике 8 марта. Закрепить знания детей о весне, её
признаках, особенностях, познакомить детей с историей праздника – 8 Марта, воспитать
уважительное отношение ко всем женщинам.
49-52. Мы за ЗОЖ. Изменение существующего отношения к своему здоровью среди всех
участников образовательного процесса школы через пропаганду здорового образа жизни,
возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни,
жизненные установки и ценностные ориентиры.
53-56. «Береги здоровье смолоду». 7 апреля – Всемирный день здоровья. Формирование
среди детей положительной мотивации к здоровому образу жизни.
57-58. «Мы и наше здоровье». Обобщить знания детей об органах чувств, правилах бережного
отношения к зрению, слуху, воспитать желание заботиться о своём и чужом здоровье,
формировать представление, что здоровье – высшая ценность, воспитывать чувство
ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
59-60. Энергетические напитки. Объяснить обучающимся влияние энергетических напитков
на организм человека, рассказать историю происхождения энергетических напитков, показать,
что употребление энергетических напитков не является эффективным средством поднятия

жизненного

тонуса,

доказать,

что

энергетики

оказывают

негативное

влияние

на

физиологические процессы организма человека.
61-62. Интернет и гаджетозависимость. Раскрыть понятие «гаджетозависимость», дать
характеристику, выявить причины ее возникновения. Выявить вредное влияние «гаджетов» на
организм учащихся. Выявить значение связи «гаджет – зависимости» с психологическими
свойствами личности учащихся. Обозначить пути решения проблемы «гаджет – зависимости».
Разработать памятки для обучающихся, их родителей и педагогов. Способствовать
формированию ответственности за свое психическое и физическое здоровье.
63-64. Все о празднике Великой Победы. Создать условия для ознакомления детей с
героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей
знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности; воспитание
патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
65-66. Акция «Родное село -чистое село». Воспитание экологической культуры через
формирование осознанного, бережного отношения к природе, окружающему миру.
67-68. Подведение итогов работы. Анализ проведенной работы за год. Построение планов на
будущий учебный год.
7. Календарно – тематическое планирование работы
волонтерского отряда «Вектор Добра»

№ п/п

Разделы и темы курса

Виды

Кол-во

деятельн

часов

ости и
формы
работы

1-2

3-4

Введение.
Организационное заседание
волонтерской команды.
Инструктаж по технике
безопасности.
Введение. Составление
плана работы.
Распределение поручений.

Формы
аттестации/

Тео

Прак

рия

тика

контроля

Дата

Дата

по

по

плану

факту

2.09
Беседа

Работа в
группах.

2

-

-

-

Практическое

2

занятие

2.09
9.09
9.09

Милосердие – души
усердие.
Беседа,
5–6

День солидарности в

доклады,

борьбе с терроризмом.

флешмоб.

Беслан. Флешмоб «Мы
против терроризма».

1

1

Практическое
занятие

16.09
16.09

Доклады
ЗОЖ. Профилактика
дорожно-транспортного
травматизма.

7 – 12

Неделя безопасности
дорожного движения
(26-30 сентября).

по
23.09

правилам
дорожног

23.09

о
движения
,

Акция для учащихся:
«Стань заметней на
дороге».

Разработк

Акция для родителей:

буклетов,

«Пристегнись!»

проведен

30.09
3

3

Практическое
занятие

30.09
7.10

а

7.10

ие акции.

Простудные заболевания,
вирусы, инфекции.
-

Акция «Грипп не

14.10

пройдет!». Создание и
13 – 16

распространение

Беседа

2

2

14.10

буклетов и памяток по

21.10

профилактике гриппа и
новой коронавирусной

21.10

инфекции.
Всероссийский урок
«Экология и
энергосбережение»
#ВместеЯрче
17 – 22

1. Привлечение внимания
к проблеме
энергоресурсов.
2. Создание мотивации

28.10
Лекции,
беседа о

28.10

правильн
ом
потреблен

3

3

ии
электроэн

Просмотр
видеоролика.

11.11

Тестирование.

11.11
18.11

ергии.
18.11

для сбережения ресурсов.
23 – 26

Милосердие. Что такое

Лекция,

СПИД. Как предотвратить

просмотр

болезнь. Акция «Красная

обучающ

2

2

25.11

ленточка», посвященная

его видео.

-

25.11

Всемирному дню борьбы со
2.12

СПИДом.

2.12
9.12
Милосердие.
27 – 30

Международный день
добровольца в России (5
декабря).

Просмотр
обучающ

2

9.12

2
16.12

его видео.

16.12
Все о вредных

31 – 32

привычках.

Лекция о

Табакокурение,

данном

токсикомания, ПАВ.

празднике

23.12
2

-

23.12

.
Акция «Мы за ЗОЖ».
-

Вредные привычки.
Алкоголь – чума 21 века.

13.01

Почему люди становятся
33 – 38

13.01

алкоголезависимыми.

Лекции и

Психосоматика и

беседы об

алкогольные болезни. Как

алкоголе.

20.01
4

2
20.01

помочь людям с
27.01

алкогольной
зависимостью?

27.01
Лекция и

Милосердие. Все о
благотворительных акциях,
почему они так важны,
39 – 42

какие благотворительные
акции бывают, как стать
благотворителем –
волонтером.

дискуссио
нная

3.02

беседа по
поводу
пользы и

3.02
2

2

Тестирование
10.02

вреда
благотвор
ительност
и.

10.02

Милосердие.
43 – 44

Познавательная лекция о
празднике 23 февраля.

Лекция,
беседа

17.02
2

-

17.02

Милосердие. Милосердие.
45 – 46

Благотворительная акция

Лекция,

«Каждой птичке свой

беседа

3.03
1

1

Практическое
занятие

3.03

домик!».
Лекция
по теме
«Помощь
братьям
нашим
меньшим

Практическое
занятие

», разбор
47 – 48

Милосердие.

актуальн

Познавательная лекция о

ых

празднике 8 марта.

вопросов,

10.03
1

1

10.03

почему
так важно
помогать
бездомны
м
животны
м.
17.03
ЗОЖ. Мы за ЗОЖ. Твой
49 – 52

образ жизни – пример для

Лекция,

подражания. Витамины –

беседа.

2

2

Практическое
занятие

17.03
31.03

важные элементы жизни.
31.03
ЗОЖ. «Береги здоровье

7.04

смолоду». 7 апреля –
53 – 56

Всемирный день здоровья.
Лекция на тему
здоровьесбережения.
Почему важно заниматься

7.04
Беседа.

2

2
-

14.04
14.04

спортом, правильно
питаться и соблюдать
режим дня.
ЗОЖ. «Мы и наше
57 – 58

здоровье». Встреча с мед.
работником.

21.04

Лекция,

2

беседа

-

21.04

Лекция,
просмотр
59 – 60

Вредные привычки.
Энергетические напитки.
Почему они опасны?

видеорол

28.04

ика о

2

-

Тестирование
28.04

вреде
энергетик
ов.

Вредные привычки.
Интернет и гаджето61 – 62

зависимость. Как не
попасть в ловушку? Что
делать, если после игр
ухудшается состояние?

Лекция,
просмотр

Тестирование

видеорол

1

5.05

1
5.05

ика,
беседа.
Акция
«Георгиев

Милосердие. Все о
63 – 64

празднике Великой
Победы.

ская
12.05

ленточка»
, акция

-

2

12.05

«Ветеран
живет
рядом».
Сбор
мусора на
пришколь

65 – 66

Милосердие. Акция

ной и

«Родное село -чистое село».

придорож
ной
территори
и.

-

2

Практическое
занятие

19.05
19.05

67 – 68

Подведение итогов
работы.
Всего часов

26.05
2

26.05

38

30

8. Список литературы и материально – техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, компьютер, доступ к Интернету.
Список литературы для педагога:
1. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального
обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13.
2. Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция
программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000.
3. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания /
Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
4. Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л.
В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с.
5. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006.
С. 3-20.
6. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.:
Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
7. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная
работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
8. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с
волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.
Литература для детей:
1.Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья. - М., 2015 2. Листова А.Ф. Гигиена детей и
профилактика острых инфекций в школе. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 2015.
2.Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. - методическое пособие для 5-1 1
классов. - М.: «Дрофа», 2016.
Литература для родителей:
1.

Белецкая И.В. Ценностные ориентации в сфере досуга современной молодежи / В.

Белецкая // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко. 2009.
2.

Формирование культуры здоровья. 7-8 классы /А.Г Макеева. – М.: Просвещение, 2018.

Интернет-ресурсы:
1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
2. «Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua

Приложение 1.










Концепция волонтерства:
Волонтерство способствует улучшению качества жизни, а так же развитию солидарности
между людьми.
Волонтерство способствует более уравновешенному экономическому и социальному
развитию.
Волонтёрство дает возможность создавать новые профессии и открывать новые рабочие
места.
Она проявляется через:
активное участие граждан в жизни общества. Организованное движение внутри
ассоциации.
Обязанности волонтера:
Поощрять индивидуальное участие в жизни общества.
Участвовать в обучении вновь прибывших членов, указывая на ту ответственность,
которая на них возлагается, в зависимости их способностей, того времени, которым они
располагают, а также того, что их интересует.
Координировать свою работу со всеми членами коллектива в духе взаимопонимания и
взаимоуважения.
Если вы решили стать волонтером, выберите тот сектор проблем, который больше всего
подходит вам.
1. Наведи справки о проблемах, которые интересуют тебя!
Поищи информацию об интересующей тебя проблеме, найди те организации или тех
волонтеров, которые пытались решить такие проблемы. Если такой группы не существует,
почему именно тебе не создать её? Возьми инициативу на себя в школе, лицее или в своем
квартале, вместе со своими товарищами и друзьями!
2. Подумай о тех умениях и навыках, которыми ты можешь поделиться!
Если тебе нравятся мероприятия на свежем воздухе, нравится работать на компьютере или
в группе, попробуй найти мероприятия для волонтеров, включающие твои интересы.
3. Хотел бы ты научиться чему-то новому?
Может быть, ты желаешь научиться чему-то новому, узнать новых людей и новые
ситуации? Включись в действия волонтеров, которые откроют перед тобой новые
возможности для углубления твоих знаний в различных областях деятельности.
4. Совмести приятное с полезным!
Включись в волонтерские действия, которые помогут тебе достичь новых высот.
Например, если ты хочешь похудеть, то прими участие в мероприятиях, проводимых, а
свежем воздухе, которые требуют больших физических усилий
5. Не разбрасывайся!
Сохрани равновесие между твоей деятельностью волонтера, учебой и другими
мероприятиями, в которых принимаешь участие. Подумай о своем расписании и о
свободном времени, которым располагаешь.
6. Вовлеки в волонтерскую деятельность и своих друзей!
Вступи в волонтерское движение вместе со своими друзьями! У тебя будет возможность
работать в разных проектах рядом с ними, и ты будешь чувствовать себя свободно с
самого начала.
7. Будь творческой личностью!
Возможность стать волонтером существует всегда, ты должен только быть начеку, быть
проницательным и подходить творчески в решении любого вопроса! Будь уверен в том,
что где-то кто-то нуждается в твоих силах идеях и в твоей поддержке.
8. Будь честным и открытым!



















Посвяти себя делу, на которое пал твой выбор! Работай с улыбкой на лице и с
уверенностью, что тебе удастся изменить что-то в лучшую сторону. Удовлетворение,
которое ты получишь, будет безмерным!
В случае нарушения настоящего Кодекса Волонтера доброволец теряет свой статус
и отстраняется от участия в волонтерской деятельности.
I. Основные понятия и термины:
Волонтер - это человек, который своим участием на добровольной, безвозмездной основе
оказывает посильную помощь окружающим по проблеме профилактики.
Волонтерская деятельность - является одним из видов благотворительной деятельности и
осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях» № 135 - ФЗ от 7 июля 1995г.
II. Принципами волонтерской деятельности являются:
солидарность с принципами и целями организации 9деятельность волонтера направлена
на достижение целей волонтерского движения и не противоречит его принципам);
добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);
безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут компенсированы расходы
волонтера, связанные с его деятельность в организации и по распоряжению
администрации: командировочные расходы, затраты на транспорт другие);
добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную
работу, должен довести ее до конца);
законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ).
III. Волонтером может быть...
любой человек, достигший 14 лет.
IV. Основания для приобретения статуса волонтера
принятие целей, методов и принципов деятельности волонтерского отряда;
активное участие в деятельности волонтерского движения;
заполнение анкеты и собеседование с кем-либо из руководителей волонтерского отряда;
V. Волонтер имеет право:
1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и
устремлениям.
2. Получает всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные
средства для выполнения поставленных перед ним задач.
3. Просит учреждение предоставить документы (справки, рекомендации), содержащие
сведения о характере, качестве и объеме выполненных работ, уровне проявленной
квалификации.
4. Вносит предположения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской
деятельности.
5. На признание и благодарность за свой труд.
6.Получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения
возложенных на него задач.
7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины).
8. Прекратить свою деятельность волонтера.
VI. Волонтер обязан:
Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.
Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения.
Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для
разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей).
Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже;
Беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией.
Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не
делается с согласия и предварительного одобрения;











Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не
менее чем за 2 недели.
VII. Руководитель волонтерского отряда имеет право:
1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу.
2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.
3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении
дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.
4. Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного образования,
необходимого ему для успешного осуществления его деятельности.
VIII. Образовательное учреждение, на базе которого сформирован волонтерский
отряд, обязательно:
Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.
Разъяснять волонтеру его права и обязанности.
Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике
безопасности или, в случае, если деятельность может предоставлять угрозу жизни и
здоровью волонтера, обеспечить его медицинского страхование).
Предоставлять волонтеру полную информацию о деятельности организации.
Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности.
Проводить обучающие семинары и тренинги.
IX. Приостановление и прекращение волонтерской работы.
1. Волонтер, желающий приостановить или прекратить волонтерскую. деятельность,
должен известить об этом в течение 2 недель.
2. Организация может отказаться от сотрудничества с волонтером во всех или некоторых
областях деятельности, если волонтер регулярно не выполняет порученную ему работу и
нарушает положения настоящего Кодекса.
Приложение 2.
Заповеди волонтеров:
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность — в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и
поступкам.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.

Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни!
Кодекс волонтеров:
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в
техникуме)
Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим
до каждого: глупо — самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения
алкоголизма, наркотиков и СПИДа)

4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг
творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение.
Тренинги «Я – лидер», «Уверенность в себе», «Успешное общение», «Твоя цель – твой
успех», «Ты и команда», «Я – творческая личность»).
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных
конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
6. Снова и снова скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!» (Пропаганда ЗОЖ в
техникуме и не только.)
7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры
освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект
«Будущее — это мы!»”)
8. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков
перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний –
посвящение в волонтеры.)
9. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда
отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».