Анонс! Внедрение новой Программы воспитания
01.06.2021
Уважаемые
родители, обучающиеся, педагоги! Доводим до Вашего сведения, что 31 июля 2020
года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Федеральный закон
устанавливает систему организации воспитательной работы в сфере образования и
предусматривает механизм организации воспитательной работы, которая будет
являться составной частью образовательных программ.
Президент
предложил сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью
образовательного процесса. — Образование должно включать не только знания и
навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность
гражданина, объединяют общество. В поправках к Конституции закрепляется принцип
единой системы воспитания и образования в России, а также возлагается на
государство обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях
патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Для
системы образования вопросы воспитания детей всегда в центре внимания. С 2012
года реализовано несколько важных инициатив по развитию воспитания в российской
системе образования. Воспитательный блок включен во ФГОС начального общего,
основного общего, среднего общего образования.
С
2015 года действует Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Указом Президента РФ № 536 от 29 октября 2015 года создана
общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское
движение школьников». Она дает школьникам дополнительные возможности для
самореализации, воспитывает в них взаимное уважение, ответственность, любовь к
Родине.
С
2021 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
определена система организации воспитательной работы в сфере образования. У
образовательных учреждений будет год времени, чтобы перестроить свои программы
воспитания согласно утвержденным поправкам, и начинать эту работу стоит уже с
первых дней нового 2020/21 учебного года.
Поправки
в закон, связанные с воспитанием детей, стали логическим продолжением и
развитием государственной политики в области воспитания и на законодательном
уровне закрепили механизмы организации воспитания в федеральном законе. Для
усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе
зафиксировано несколько основных
новшеств.
Во-первых, расширяется
само понятие «воспитание»: «формирование у обучающихся
чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и
окружающей среде». По сути, в дошкольных образовательных организациях, школах
все должно способствовать воспитанию: программы, темы, на которые педагоги
общаются с учениками, оформление аудиторий, где проходят занятия, и пространств
учебных заведений.
Кроме
того, в соответствии с поправками, воспитательная
работа будет являться частью образовательных программ. В ныне действующем
Законе "Об образовании" в перечне реализуемых в школах программ были
только основные образовательные программы (начального, основного, среднего
образования). Теперь туда вносится и воспитательная программа. «Воспитание
обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно
осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы,
разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями», — сказано в
пояснительной записке.
В-третьих,
учебно-методическая документация, которая
входит в примерную образовательную программу, дополняется примерной рабочей
программой воспитания и примерным календарным планом воспитательной работы.
Но рабочую программу воспитания и календарный план образовательные организации
разрабатывают и утверждают самостоятельно. Программы должны содержать следующие
пункты: цель, задачи, основные направления и темы воспитательной работы,
возможные формы, средства и методы воспитания, подходы к индивидуализации
содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся, показатели
эффективности воспитания. При этом важно,
чтобы отношение к воспитанию не было формальным: план требуется для того,
чтобы систематизировать работу, которую учитель считает необходимой, чтобы не
упускать важного и постепенно идти к поставленной воспитательной цели.
Воспитываем же мы каждым словом, поступком, ответами на детские вопросы,
общением с коллегами и родителями детей.
Наша
образовательная организация выбрала из примерной программы воспитания всё,
наиболее отвечающее укладу организации, менталитету среды, воспитательным
традициям и добавить еще свое: коллективные творческие дела, социальные
школьные проекты, и спортивные праздники, и "капустники". А еще - совместные
мероприятия с родителями. Ну и, конечно, особая роль у классных руководителей:
классные часы, совместные игры и тренинги с учениками, поддержка ребенка в
трудных ситуациях...
Основными
традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
-
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
-
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников – коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
-
в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась
и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
-
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами и
максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников;
-
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
На
каких ценностях мы будем воспитывать наше подрастающее поколение? Родина,
семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к
знаниям, труд, личность. Речь сегодня не идет о введении в школьную программу
дополнительных уроков, на которых будут выставляться оценки "за
патриотизм". Это будет единый процесс образования и воспитания",
Однозначно, программа задает новую стратегию воспитательной деятельности на
длительную перспективу и порождает новую реальность.
Сформулировано
девять обязательных направлений воспитательной деятельности, охватывающей все
уровни образования.
Это
формирование:
1.
Чувства патриотизма.
2.
Чувства гражданственности.
3.
Уважения к памяти защитников Отечества и к подвигам героев Отечества. 4.
Уважения к закону и правопорядку.
5.
Уважения к человеку труда.
6.
Уважения к старшему поколению.
7.
Взаимного уважения.
8.
Бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации.
9.
Бережного отношения к природе и окружающей среде.
Достижению
поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных
задач:
1.
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2.
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3.
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности
школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм
занятий с учащимися;
5.
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ;
6.
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7.
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8.
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9.
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10.
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11.
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
Информируем
Вас, что с 1 сентября 2021 г. процесс воспитания будет осуществляться по новой
воспитательной программе в соответствии с календарными планами воспитательной
работы. Вы можете ознакомиться с ними во вкладке «Программа воспитания».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.09.2021
Дата обновления: 03.09.2021
Дата публикации: 01.06.2021