Шахматы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы»

Направленность: физкультурно-спортивная
Общий объем программы в часах: 34 часа
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень: начальный
Автор: Батурина Диана Владимировна
Рег. №6

с. Сорогожское – 2023 г.

1

Информационная карта программы

Наименование
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Шахматы»

Направленность

физкультурно-спортивная

Разработчик программы

Батурина Диана Владимировна

Общий объем часов по
программе

34 часа

Форма реализации

очная

Целевая категория
обучающихся

Обучающиеся в возрасте 7 – 11 лет

Аннотация программы

Данная
программа
направлена
на
формирование интереса обучающихся к
шахматам

Планируемый результат
реализации программы

Методика программы состоит в развитии
творческого
потенциала
учащихся
посредством обучения игры в шахматы
По итогам обучающиеся должны:
— уметь объяснять шахматные термины:
белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное
положение, белые и чёрные, ход, взятие,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат,
ничья;
— знать шахматные фигуры (ладья, слон,
ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятия каждой фигуры;
— иметь представление о том, что такое'
нападение, и уметь видеть элементарные
угрозы партнёра;
— ориентироваться на шахматной доске;
— правильно располагать шахматную доску
между партнёрами;
— правильно расставлять фигуры перед
игрой;
— различать горизонталь, вертикаль,
диагональ;
— знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
— знать цену каждой шахматной фигуры;
– защищать свои фигуры от нападений и
2

угроз.

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
приказа Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О
Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» вместе с методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы).
Направленность программы – физкультурно – спортивная. Данная
программа направлена на обучение детей 7 – 11 лет с целью пробудить у
обучающихся интерес к шахматам. Программа направлена на формирование
творческого потенциала учащихся посредством обучения игры в шахматы.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
интеллектуального воспитания личности.
Актуальность программы обусловлена требованиями общества на
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
современного информационного общества.
Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося,
адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени.
Развитие интеллектуального потенциала личности, обучающегося при
освоении данной программы, происходит, преимущественно, за счёт
прохождения через обучение игры в шахматы.

3

Цель реализации программы: формирование у обучающихся общей
культуры, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей. .
Задачи программы:
Обучающие:
 познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
 помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры.
Развивающие:
 развивать интерес к истории происхождения шахмат и
творчества шахматных мастеров;
 расширять круг интересов, развивать самостоятельность,
аккуратность, ответственность, активность, критическое и
творческое мышление при работе индивидуально и в команде,
при выполнении индивидуальных и групповых заданий по
шахматам.
Воспитательные:
 воспитывать
дисциплинированность,
ответственность,
самоорганизацию, трудолюбие;
 обеспечивать
формирование
чувства
коллективизма
и
взаимопомощи.
Новизна программы, в отличие от существующих программ по
шахматам, обеспечивается тем, что дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Шахматы», реализуемая на базе центра
«Точка роста, предоставляет возможность организовать образовательный
процесс на основе установленных требований, сохраняя основные подходы и
технологии в организации образовательного процесса. В тоже время,
педагог-наставник может наполнять программу по шахматам.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
при реализации учебного плана программы планируется развитие детской
социальной инициативы, овладение нормами и правилами поведения,
формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, социального
благополучия и успешности человека.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации обучения игры
в шахматы.
Компенсаторная функция программы реализуется посредством
чередования различных видов деятельности обучающихся, характера
нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что
каждый обучающийся отрабатывает навыки взаимодействия с другими
4

участниками, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая
успехи и неудачи.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в
возрасте 7 – 11 лет, без ограничений возможностей здоровья, проявляющих
интерес к шахматам.
Количество обучающихся в группе – 24 человека.
Форма обучения: очная
Уровень программы: начальный
Форма реализации образовательной программы: традиционная
Организационная форма обучения: групповая.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 1 раз в неделю
по 40 минут.
При организации учебных занятий используются следующие методы
обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
 словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ;
 наглядный – показ, просмотр видеофильмов и презентаций;
 практический – самостоятельное выполнение заданий.
По
степени
активности
познавательной
деятельности
обучающихся:

объяснительно-иллюстративные – обучающиеся воспринимают
и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности;

исследовательский – овладение обучающимися методами
научного познания, самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:

аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
По критерию степени самостоятельности и творчества в
деятельности обучающихся:

частично-поисковый – обучающиеся участвуют в коллективном
поиске в процессе решения поставленных задач, выполнении заданий
досуговой части программы;

метод проблемного обучения;

метод дизайн-мышления;

метод проектной деятельности.
Возможные формы проведения занятий:
5

- на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, рассказ,
демонстрация, игра;
- на этапе практической деятельности – беседа, практическая работа;
- на этапе освоения навыков – творческое задание;
- на этапе проверки полученных знаний – устный опрос.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- критическое отношение к информации и избирательность её
восприятия;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать последовательность шагов алгоритма для
достижения цели;
- умение ставить цель (создание творческой работы), планировать
достижение этой цели;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- умение различать способ и результат действия;
- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения
результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера
сделанных ошибок;
- умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
- способность проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
6

- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить
его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции
либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
- умение проводить сравнение, классификацию по заданным
критериям;
- умение строить логические рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте;
- умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы
в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение аргументировать свою точку зрения;
- умение выслушивать собеседника и вести диалог;
- способность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
- умение планировать учебное сотрудничество с педагогомнаставником и сверстниками: определять цели, функций участников,
способов взаимодействия;
-умение
осуществлять
постановку
вопросов:
инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Компетентностный подход реализации программы позволяет
осуществить формирование у обучающегося как личностных, так и
профессионально-ориентированных компетенций через используемые
формы и
методы
обучения,
нацеленность
на
практические
результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции:
−
умение работать в команде в общем ритме, эффективно
распределяя задачи;
−
умение ориентироваться в информационном пространстве;
−
умение ставить вопросы, выбирать наиболее эффективные
решения задач в зависимости от конкретных условий;
−
проявление
технического
мышления,
познавательной
деятельности, творческой инициативы, самостоятельности;
−
способность творчески решать технические задачи;
−
способность правильно организовывать рабочее место и время
для достижения поставленных целей.
7

предметные результаты:
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король),
правила хода и взятия каждой фигуры.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
- играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с
записью своих ходов и ходов партнёра.
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
- способом взятия на проходе.
Мониторинг образовательных результатов
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по
данной программе имеет три основных критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение
терминологии, способов и типовых решений в сфере информационных
технологий.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как
совокупность ценностных ориентаций в сфере интеллектуальной
деятельности, отношения к выбранной деятельности, понимания ее
значимости в обществе.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере интеллектуальной
деятельности – определяется как осознанный выбор более высокого уровня
освоения выбранного вида деятельности, готовность к соревновательной
деятельности. .
Способы определения результативности реализации программы и
формы подведения итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля
результативности усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за
успехами каждого обучающегося, процессом формирования компетенций.
Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и служит
для определения педагогических приемов и методов для индивидуального
подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой
темы в виде соревнований или представления практических результатов
выполнения заданий. Конкретные проверочные задания разрабатывает
педагог с учетом возможности проведения промежуточного анализа процесса
формирования компетенций. Периодический контроль проводится в виде
контрольных работ, устного опроса, тестирования.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного
периода обучения.
Формами контроля могут быть: анализ на каждом занятии качества
выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный
8

опрос, выполнение тестовых заданий, зачет, контрольная работа,
соревнование.
Итоговая аттестация – проводится после изучения курса или в конце
определенного этапа обучения (четверть, полугодие) с целью оценки
качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы после завершения ее изучения.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается
результативность освоения программы.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2..
Таблица 1
Критерии оценивания сформированности компетенций
Уровень
1 уровень недостаточный
2 уровень –
развивающийся
3 уровень –
опытный
пользователь
4 уровень –
продвинутый
пользователь
5 уровень –
мастерство

Описание поведенческих проявлений
Обучающийся не владеет навыком, не понимает его
важности, не пытается его применять и развивать.
Обучающийся находится в процессе освоения данного
навыка. Обучающийся понимает важность освоения
навыков, однако не всегда эффективно применяет его в
практике.
Обучающийся полностью освоил данный навык.
Обучающийся эффективно применяет навык во всех
стандартных, типовых ситуациях.
Особо высокая степень развития навыка.
Обучающийся
способен
применять
навык
в
нестандартных ситуациях или ситуациях повышенной
сложности.
Уровень развития навыка, при котором обучающийся
становится авторитетом и экспертом в среде
сверстников. Обучающийся способен передавать
остальным необходимые знания и навыки для освоения
и развития данного навыка.

Таблица 2
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
программы

Результат

Высокий уровень Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность
освоения
в учебной, познавательной и творческой деятельности,
программы
составляющей содержание программы. На итоговом
9

тестировании показывают отличное знание теоретического
материала, практическое применение знаний воплощается в
качественный продукт
Средний уровень Обучающиеся
демонстрируют
достаточную
освоения
заинтересованность в учебной, познавательной и
программы
творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают
хорошее знание теоретического материала, практическое
применение знаний воплощается в продукт, требующий
незначительной доработки
Низкий уровень
освоения
программы

Обучающиеся
демонстрируют
низкий
уровень
заинтересованности в учебной, познавательной и
творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное
знание
теоретического
материала,
практическая работа не соответствует требованиям

2. Содержание программы
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы»
№
п/п

Название раздела, модуля, темы

Количество часов
Всего
Теория
Практика

Вводное занятие.
История шахмат.
Знакомство с шахматной доской

2

1

1

4

2

2

1.2

Знакомство с шахматными
фигурами

4

2

2

1.3

Правила игры в шахматы

1

1

-

1.4

Цель шахматной партии

5

3

2

1.5

Шах и мат

2

1

1

2
2.1

Начало шахматного сражения
Основные тактические приемы
Форсированные
ходы
и
шахматная комбинация

3
2

1
1

2
1

2

1

1

1
1.1

2.2

10

2.3

Дебют

2

1

1

2.4

Турниры

5

2

3

2.5

Решение шахматных задач

2

1

1

Итого

34
часа

2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы»
№
п/п

Наименование раздела, модуля,
темы

1

Введение. История шахмат.

1.1

Шахматная доска. Шахматные
фигуры. Цель игры.

1. 2

Кол-во
часов,
всего
4
17

в том числе
Форма
прак
аттестации/
теория
тика
контроля
2
9

2
8

Порядок игры. Ходы. Взятие.

опрос
опрос,
практические
задания
опрос
беседа

9

1.4. Шах и мат.

4

5

4

2

2

практические
задания

Итого 34 часа

11

2.3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»
№
п/п

1

Наименование
раздела, модуля,
темы

Колво
часов,
всего

Содержание занятия

2

Знакомство с детьми. Постановка
задач на год. Правила техники
безопасности. Роль шахмат в
жизни. Сильнейшие юные
шахматисты мира.
Знакомство детей с шахматной
доской, полями, линиями, их
обозначениями. Познакомить с
понятиями «вертикаль»,
«горизонталь», «диагональ».

Вводное занятие.
История шахмат.

1.1
Знакомство с
шахматной доской
1.1.1

1.1.2
1.2

Знакомство с
шахматными
фигурами.
Правила игры в
шахматы
Цель шахматной
партии

4

4
1

5
Шах и мат
1.2.1
1.2.2
1.3

2
Основные
тактические приемы
Форсированные ходы
и шахматная
комбинация

2
2

1.3.1

Дебют

2

1.3.2

Турниры

5

Знакомство детей с шахматными
фигурами и их обозначениями.
Знакомство детей с правилами игры в
шахматы. Техника безопасности.
Знакомство детей с начальной
расстановкой фигур. Связь между
горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой
фигур.
Знакомство детей с понятиями «шах» и
«мат», с правилами хода и взятия
каждой из фигур
Обозначение горизонталей и
вертикалей, полей, шахматных фигур.
Достижение мата путем жертвы
шахматного материала. Типы
шахматных комбинаций.
Знакомство детей с понятием «дебют».
Игра на мат с первых ходов. Детский
мат и защита от него. Принципы игры
в дебюте. Быстрейшее развитие фигур.
Участие в турнире по шахматам.
12

Итого

29
часов

2.4. Календарный учебный график реализации программы
Год
Название
обуче раздела, модуля,
ния
темы

1

Количество
часов
все тео прак
го рия тика

Количество Даты
Продол
учебных
начала житель
ность
неде дней и окончания каникул
ль
10 дней,
Введение.
01.09.23
72
21
51
36
36
январь
31.05.24
История шахмат
2024
3. Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Шахматы»
3.1. Материально-техническое обеспечение

Программа реализуется на базе школы.
Для занятий необходимо помещение – учебный кабинет, оформленный в
соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в
соответствии с санитарными нормами.
№
Наименование
п/п
1.
Профильное оборудование
1.1 шахматы
1.2 таймер
2.
Компьютерное оборудование
2.1 компьютер
2.2 клавиатура
3.
Презентационное оборудование
3.1 проектор
3.2 экран

Количество,
шт.
2
2
1
1
1
1

3.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. Костров В. Шахматы для детей. – Спб.: Литера 2002 г.
2. Норвуд Дэвид. Начальный курс шахмат. – М.: «Астрен», 2003 г.
Для обучающегося
13

1. Книга начинающего шахматиста Григорий Левенфиш, Николай
Калиниченко: АСТ, Астрель 2008 г.
Для родителей
1. В. К. Погребной, В.Я Юзюк «Шахматы для детей» Издание пятое Ростов-на Дону; Феникс, 2015
Электронные образовательные ресурсы и интернет – ресурсы
1. Шахматные программы, Компьютерная программа «Шахматная школа1», Москва, 2000
3.3 Использование дистанционных образовательных технологий при
реализации программы
3.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
среднее профессиональное или высшее образование по профилю
педагогической деятельности, педагогическое образование и опыт работы с
детьми и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в
профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования».
3.5 Методическое обеспечение
Особенности организации образовательной деятельности
Работа с обучающимися построена следующим образом:
учащиеся овладевают тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход.
Практика показывает, что именно такая модель взаимодействия
с детьми максимально эффективна, дети учатся играть в шахматы.
После основного теоретического курса организуется обучения игры
в шахматы.
Методы образовательной деятельности
В период обучения применяются такие методы обучения и
воспитания, которые позволят установить взаимосвязь деятельности педагога
и обучающегося, направленную на решение образовательно-воспитательных
задач.
По уровню активности используются методы:

объяснительно-иллюстративный;

эвристический метод;

метод устного изложения, позволяющий в доступной форме
донести до обучающихся сложный материал;
14


метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить
переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести
необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;

исследовательский метод обучения, дающий обучающимся
возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться
определенных результатов.

проблемного изложения материала, когда перед обучающимся
ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса
обучения и перейти на новую ступень обучения;

закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и
навыков;

диалоговый и дискуссионный.
Приемы образовательной деятельности:

соревнования и конкурсы,

наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы,
модели, приборы, видеоматериалы, литература).
Занятие состоит из теоретической (лекция, беседа) и практической
части, создаются все необходимые условия для творческого развития
обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных
задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных
особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Основные образовательные процессы: решение учебных задач на
базе современного оборудования, формирующих способы продуктивного
взаимодействия с действительностью и разрешения проблемных ситуаций;
соревнования и конкурсы.
Основные формы деятельности:

познание и учение;

общение;

творчество;

игра.
Форма организации учебных занятий:

беседа;

лекция;

соревнование;

творческая мастерская;

творческий отчет.
Типы учебных занятий:

первичного ознакомления с материалом;

усвоение новых знаний;

практические занятия;

закрепление, повторение;

итоговое.
15

Диагностика
эффективности
образовательного
процесса
осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает
своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся,
планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей.
Для оценки эффективности образовательной программы выбраны
следующие
критерии,
определяющие
развитие
интеллектуальных
способностей у обучающихся: 7 – 11 лет.
Результатом усвоения обучающимися программы являются:
устойчивый интерес к шахматам; положительная динамика внимания,
памяти, усидчивости.
Учебно-методические средства обучения:

специализированная литература;

плакаты, фото и видеоматериалы;

учебно-методические пособия для педагога и обучающихся,
включающие дидактический, информационный, справочный материалы на
различных носителях, компьютерное и видео оборудование и другое по
вашему направлению.
Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое
обеспечение включает в себя электронные учебники, справочные материалы
и системы используемых Программ, Интернет.
Педагогические технологии:
В процессе обучения по программе используются разнообразные
педагогические технологии:

технологии развивающего обучения, направленные на общее
целостное развитие личности, на основе активно-деятельного способа
обучения, учитывающие закономерности развития и особенности
индивидуума;

технологии
личностно-ориентированного
обучения,
направленные на развитие индивидуальных познавательных способностей
каждого ребенка, максимальное выявление, раскрытие и использование его
опыта;

технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие
обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей и
способностей;

технологии
сотрудничества,
реализующие
демократизм,
равенство, партнерство в отношениях педагога и обучающегося, совместно
вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии
сотрудничества, сотворчества.

компьютерные технологии, формирующие умение работать с
информацией, исследовательские умения, коммуникативные способности.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их
элементов.
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».