annotatsiya_rabochey_programmy_Literatura_5_9_klass

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), а также Примерной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ
их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и
многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая
зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития,
жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учѐта преемственности с
курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены
при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных
текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощѐнных в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего
развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве

познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта
освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящѐнных литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим
вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска
необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка
на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких
образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах — 2 часа в
неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего
образования рассчитано на 442 часа в соответствии со всеми вариантами учебных планов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».