РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» для обучающихся 5-6 классов с.Сорогожское 2023 1 Пояснительная записка Программа по ОДНКНР на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОДНКНР, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного предмета состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. . Целями — изучения формирование обучающихся пространства) учебного общероссийской через изучение России этноконфессионального курса гражданской культуры в согласия являются: идентичности (единого контексте и культурного процессов взаимодействия, 2 взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями — других идентификация субъекта культур собственной культурного, и личности исторического мировоззрений; как и полноправного цивилизационного развития Цели — страны. курса определяют овладение предметными преимущественное значение для следующие задачи: компетенциями, имеющими формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих культуры элементах современного духовной общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного — отношения становление способности и к будущему компетенций готовности отцовству межкультурного вести и материнству; взаимодействия межличностный, как межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной — идентичности; формирование систематизацию литературы, основ знаний истории, научного и мышления представлений, изобразительного обучающихся полученных искусства, на через уроках музыки; 3 — обучение поведения рефлексии окружающих нравственных — собственного через развитие суждений, воспитание историческому, поведения религиозному и и оценке навыков обоснованных и выводов; оценок уважительного и бережного культурному отношения наследию к народов России; — содействие ориентиров, осознанному основанных на формированию приоритете мировоззренческих традиционных духовно-нравственных российских ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания Изучение общества курса России» вносит «Основы в духовно-нравственной значительный вклад целом. культуры народов в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, 4 толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска — общих осознанию культурных приоритетной стратегий значимости и идеалов; духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, — объединяющих формирование готовности и светскость ответственного способности и отношения к обучающихся духовность; учению к и труду, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с следовательно, способности применять социально-культурных современном событий на нравственных явлений обществе, основе их давать в в в истории и и культуре оценки главенствующей социальных институтами, анализе и нравственные осознания ценностей социальными а, изучении России и поступков и роли духовно- культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании возможностей для и структурировании активной информации, самостоятельной а также познавательной деятельности. Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане 5 В целях реализации настоящей программы на изучение предмета на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю: в 5 классе - 34 часа, в 6 классе 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 5 класс Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2 . Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов . Тема 3 . Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5 . Истоки родной культуры . Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России Тема 6 . Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7 . Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8 . Культура и религия . Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9 . Культура и образование. 6 Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека . Тема 10 . Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12 . Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства . Тема 15 . Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи . Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) . Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции . Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей . Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к близким. Тематический блок 4. Культурное единство России 7 Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений . Тема 21 . Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22 . Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25 . Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов. Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России . Тема 27 . Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах . Тема 28 . Изобразительное искусство народов России . Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России . Тема 29 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе . 8 Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. Тема 33 Контрольное итоговое тестирование Тема 34 Итоги года 6 класс Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6 . Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. 9 Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. 10 Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага . Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). 11 Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Планируемые Личностные результаты освоения учебного предмета результаты Личностные результаты освоения предмета достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, 12 учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни вгруппах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 13 умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Тематическое планирование 5 класс № Наименование Количество часов Электронные п/п разделов и тем (цифровые) Всего Контроль Практи программы образователь ные ческие ные ресурсы работы работы 1. 1.1 «Россия — наш общий дом» Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 10 1 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 1.2 Наш дом — Россия 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 1.3 Язык и история 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 14 1.4 Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 1.5 Истоки родной культуры 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 1.6 Материальная культура 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 1.7 Духовная культура 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 1.8 Культура и религия 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 1.9 Культура и образование 1 http://scoolcollection.edu.r u 15 https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 1.10 Многообразие культур России (практическое занятие) 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 2 2.1 Семья и духовнонравственные ценности Семья — хранитель духовных ценностей 6 1 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 2.2 Родина начинается с семьи 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 2.3 2.4 Традиции семейного воспитания в России 1 Образ семьи в культуре народов России 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ 16 https://uchi.ru/ 2.5 Труд в истории семьи http://scool- 1 collection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 2.6 Семья в современном мире (практическое занятие) 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 3 3.1 Духовно-нравственное богатство личности Личность — общество — культура 3 http://scool- 1 collection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 3.2 Духовный мир человека. Человек — творец культуры. http://scool- 1 collection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 3.3 4 Личность и духовнонравственные ценности Культурное единство http://scool- 1 collection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 13 2 17 4.1 4.2 России Историческая память как духовнонравственная ценность Литература как язык куль туры 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4.3 Взаимовлияние культур 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4.4 4.5 Духовнонравственные цен ности российского народа 1 Регионы России: культурное многообразие 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4.6 Праздники в культуре народов России 1 http://scoolcollection.edu.r 18 u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4.7 Памятники в культуре народов России http://scool- 1 collection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4.8 Музыкальная культура народов России http://scool- 1 collection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4.9 Изобразительное искусство народов России http://scool- 1 collection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4.10 Фольклор и литература народов России http://scool- 1 collection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4.11 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 19 4.12 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 http://scoolcollection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4.13 Единство страны — залог будущего России http://scool- 1 collection.edu.r u https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 5 6 Контрольное итоговое тестирование Итоги года 1 Всего 34 1 6 класс № Наименование п/п разделов и тем Всего программы 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Культура как социальность Мир культуры: его структура Культура России: многообразие регионов История быта как история культуры Прогресс: технический и социальный Образование в культуре на родов 8 1 4 Количество часов Контроль Практи ные ческие работы работы Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 20 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 2.3 2.3 2.5 2.6 3 3.1 3.2 России Права и обязанности человека Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие Современный мир: самое важное (практическое занятие) Человек и его отражение в культуре Человек и его отражение в культуре Взросление человека в культуре народов России Религия как источник нравственности Наука как источник знания о человеке и человеческом Этика и нравственность как категории духовной культуры Самопознание (практическое занятие) Человек как член общества Труд делает человека человеком Подвиг: как узнать героя? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 10 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 21 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 3.4 Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания 3.5 Духовнонравственные ориентиры социальных отношений 3.6 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России 3.7 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества 3.8 Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг 3.9 Выдающиеся учёные России . Наука как источник социального и духовного прогресса общества 3.10 Моя профессия 3.3 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК 22 4 4.1 (практическое занятие) Родина и патриотизм 8 Гражданин 1 4.2 Патриотизм 4.3 Защита Родины: 1 подвиг или долг? 1 Государство . 4.4 Россия — родина https://m.edsoo.ru/7f413034 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 наша 4.5 Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 4.6 Моя школа и мой класс (практическое занятие) Человек: какой он? (практическое занятие) Человек и культура (проект) Контрольное итоговое тестирование Подведение итогов 1 года 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 4.7 4.8 5 6 1 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата изучения все Пла Контр Прак Фак Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы 23 го ольны е работ ы Раздел 1. Россия – наш общий дом 1 Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 1 0 тичес кие работ ы н. т. 10 ч. 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 2 Наш дом — Россия 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 3 Язык и история 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 4 5 6 1 Русский язык — язык общения и язык возможностей Истоки родной культуры 1 Материальная культура 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0 http://scoolcollection.edu.ru 24 https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 7 Духовная культура 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 8 Культура и религия 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 9 Культура и образование 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 10 Многообразие культур России (практическое занятие) 1 0 0.5 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ Раздел 2 . Семья и духовно-нравственные ценности 6 ч. 11 12 Семья – хранитель духовных ценностей 1 Родина начинается с семьи 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ 25 https://uchi.ru/ 13 Традиции семейного воспитания в России 1 0 http://scool- 0 collection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 14 15 16 Образ семьи в культуре народов России 1 Труд в истории семьи 1 Семья в современном мире (практическое занятие) 1 0 collection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 Личность- общество - культура http://scool- 0 collection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 http://scool- 0,5 collection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности 17 http://scool- 0 1 0 0 3 ч. http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 18 Духовный мир человека. Человек – творец культуры. 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 26 19 Личность и духовно- 1 нравственные ценности. 0 0,5 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ Раздел 4. Культурное единство России 13ч. 20 21 Историческая память как духовнонравственная ценность 1 Литература как язык культуры 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 22 Взаимовлияние культур 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 23 24 25 Духовнонравственные ценности российского народа 1 Регионы России: культурное многообразие 1 Праздники в культуре народов России 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. 27 ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 26 27 Памятники архитектуры в культуре народов России 1 Музыкальная культура народов России 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 28 Изобразительное искусство народов России 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 29 30 31 32 Фольклор и литература народов России 1 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 Культурная карта России (практическое занятие) 1 Единство страны – залог будущего 1 0 0 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0,5 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0,5 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ 0 0 http://scoolcollection.edu.ru 28 России https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ Раздел 5. Обобщение 2 ч. 33 Повторение по курсу 1 0 0 34 Повторение по курсу 1 0 1 http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu. ru/subject/3/ https://uchi.ru/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № п/п Тема урока Количество часов Дата изучения все Контро го льные работы План Практи ческие работы Факт Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Раздел 1. Культура как социальность 8ч. 1 Мир культуры: его структура 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 2 Культура России: многообразие регионов 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 3 История быта как история культуры 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 4 Прогресс: технический и 1 0 0 https://m.edsoo.r 29 социальный u/7f413034 5 Образование в культуре народов России 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 6 Права и обязанности человека 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 7 Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 8 Современный мир: самое важное ( практическое занятие) 1 0 0,5 https://m.edsoo.r u/7f413034 Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 6ч. 9 Каким должен быть 1 человек? Духовнонравственный облик и идеал человека. 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 10 Взросление человека в культуре народов России Религия как источник нравственности 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 12 Наука как источник знаний о человеке и человеческом 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 13 Этика и нравственность как категории духовной культуры 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 14 Самопознание (практическое занятие) 1 0 0,5 https://m.edsoo.r u/7f413034 11 30 Раздел 3. Человек как член общества 10ч. 15 Труд делает человека человеком 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 16 Подвиг: как узнать героя? 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 17 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 18 Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 19 Духовнонравственные ориентиры социальных отношений 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 20 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 21 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 22 Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительност 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 31 ь как нравственный долг 23 Выдающиеся ученые России 1 0 0 Моя профессия 1 ( практическое занятие) Раздел 4. Родина и патриотизм 8 ч. 24 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 0,5 https://m.edsoo.r u/7f413034 https://m.edsoo.r u/7f413034 https://m.edsoo.r u/7f413034 https://m.edsoo.r u/7f413034 25 Гражданин 1 0 0 26 Патриотизм 1 0 0 27 Защита Родины: подвиг или долг? 1 0 0 28 Государство . Россия – наша Родина. 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 29 1 0 Гражданская идентичность (практическое занятие) Моя школа и мой 1 0 класс (практическое занятие) 0,5 https://m.edsoo.r u/7f413034 0,5 https://m.edsoo.r u/7f413034 Человек: какой он? (практическое занятие) 0,5 https://m.edsoo.r u/7f413034 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 30 31 1 0 Человек и культура 1 0 ( проект) Раздел 5. Обобщение 2ч. 32 33 Итоговый проект «Что значит быть человеком?» 1 0 0 https://m.edsoo.r u/7f413034 34 Итоговое повторение по 1 0 1 https://m.edsoo.r u/7f413034 32 курсу УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 -6 класс МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 класс: методические рекомендации/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019 2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010. 3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил. 4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука). 5. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017. 6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014. 2. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ 33 ИНТЕРНЕТ 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/5. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/ 6. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru 7. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 8. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 9. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа 10. https://uchi.ru/- Учи.ру —отечественная онлайн-платформа 34