Рабочая программа ОДНКНР 5-6 класс 2023-2024 уч.год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов

с.Сорогожское
2023

1

Пояснительная записка
Программа по ОДНКНР на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания основ
духовно-нравственной культуры народов России в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОДНКНР,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике,
традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности
нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить
и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных
ценностях,
которые
являются
основополагающими
для
нашей
многонациональной
страны.
В
федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как
курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности. Особенность данного учебного предмета состоит в том, что
расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать
согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.
.

Целями
—

изучения

формирование

обучающихся
пространства)

учебного

общероссийской

через

изучение

России

этноконфессионального

курса
гражданской

культуры
в

согласия

являются:
идентичности

(единого

контексте
и

культурного
процессов

взаимодействия,
2

взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных

культур;

— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей,

ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу

Российской

Федерации;

— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей

разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями
—

других

идентификация

субъекта

культур

собственной

культурного,

и

личности

исторического

мировоззрений;
как

и

полноправного
цивилизационного

развития
Цели
—

страны.
курса

определяют

овладение

предметными

преимущественное

значение

для

следующие

задачи:

компетенциями,

имеющими

формирования

гражданской

идентичности

обучающегося;

— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали
и

нравственности

как

основополагающих

культуры

элементах

современного

духовной
общества;

— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей
и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного
—

отношения

становление

способности

и

к

будущему

компетенций
готовности

отцовству

межкультурного

вести

и

материнству;

взаимодействия

межличностный,

как

межкультурный,

межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной
—

идентичности;

формирование

систематизацию
литературы,

основ

знаний
истории,

научного
и

мышления

представлений,
изобразительного

обучающихся

полученных
искусства,

на

через
уроках
музыки;
3

—

обучение

поведения

рефлексии

окружающих

нравственных
—

собственного
через

развитие

суждений,

воспитание

историческому,

поведения

религиозному

и

и

оценке

навыков

обоснованных

и

выводов;

оценок

уважительного

и

бережного

культурному

отношения

наследию

к

народов

России;
—

содействие

ориентиров,

осознанному

основанных

на

формированию
приоритете

мировоззренческих

традиционных

духовно-нравственных

российских
ценностей;

— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для
процветания
Изучение

общества

курса

России» вносит

«Основы

в

духовно-нравственной

значительный

вклад

целом.
культуры

народов

в достижение главных

целей

основного
общего

образования,

способствуя:

— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре

и

духовных

традициях

народов

России,

о

нравственных

ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов

начальной

школы;

— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов

России,

их

роли

в

развитии

современного

общества;

— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих

обязанностей

перед

обществом

и

государством;

— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов

России,
4

толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и
ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты,

способствующие

взаимному

обогащению

культур;

— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
поиска
—

общих

осознанию

культурных
приоритетной

стратегий
значимости

и

идеалов;

духовно-нравственных

ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных,
альтруистических мотивов над

потребительскими и

эгоистическими;

— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества,
—

объединяющих

формирование

готовности

и

светскость

ответственного

способности

и

отношения

к

обучающихся

духовность;

учению

к

и

труду,

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества

в

целом;

— получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях

взаимодействия

с

следовательно,

способности

применять

социально-культурных
современном
событий

на

нравственных

явлений

обществе,
основе

их

давать

в

в

в

истории

и

и

культуре
оценки

главенствующей

социальных

институтами,

анализе

и

нравственные

осознания

ценностей

социальными

а,

изучении
России

и

поступков

и

роли

духовно-

культурно-исторических

процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в
отборе,

использовании

возможностей

для

и

структурировании

активной

информации,

самостоятельной

а

также

познавательной

деятельности.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в учебном плане
5

В целях реализации настоящей программы на изучение предмета на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый
учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю: в 5 классе - 34 часа, в 6
классе 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Формирование
и
закрепление
гражданского
единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная
семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое
культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России.
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский
язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский
язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства
России Тема 6 . Материальная культура Материальная культура:
архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной
культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9 . Культура и образование.

6

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний .
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека .
Тема 10 . Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о
семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных
видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль
нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) .
Семейное древо. Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества .
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных
ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество:
что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой
деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к
близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
7

Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории
народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир
человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция.
Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет
духовного
над
материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый
регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные .
Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как
свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов
России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История
народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты .
Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа
и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература .
Богатство культуры народа в его литературе .
8

Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 33 Контрольное итоговое тестирование
Тема 34 Итоги года
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия.
Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ
жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов
России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов
как результат исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они
влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность
знания. Социальная
обусловленность
различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права
и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

9

Мир
религий
в
истории.
Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры
народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и
идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение.
Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в
культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство
духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии
с другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье,
лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная
оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
10

Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение
этих явлений в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство . Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям
этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого
мецената и общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального
и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории .
Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед
обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
11

Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

Планируемые
Личностные

результаты

освоения

учебного

предмета
результаты

Личностные результаты освоения предмета достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1. Патриотическое
воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской
государственности.
2.
Гражданское
воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
понимания
и
принятия
гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам
людей
или
их
отсутствию.
3.
Ценности
познавательной
деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
12

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного
мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное
воспитание
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов
мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни вгруппах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным
поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении,
расточительном
потреблении.
Метапредметные результаты:
 владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
 овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
13

 умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей
и культурой коллективного труда.
Предметные результаты:
 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Тематическое планирование
5 класс
№
Наименование
Количество часов
Электронные
п/п
разделов и тем
(цифровые)
Всего
Контроль Практи
программы
образователь
ные
ческие
ные ресурсы
работы
работы
1.
1.1

«Россия — наш
общий дом»
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры народов
России»?

10
1

1
http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1.2

Наш дом — Россия

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1.3

Язык и история

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
14

1.4

Русский язык —
язык общения и
язык возможностей

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1.5

Истоки родной
культуры

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1.6

Материальная
культура

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1.7

Духовная культура

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1.8

Культура и религия

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1.9

Культура и
образование

1

http://scoolcollection.edu.r
u
15

https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
1.10 Многообразие
культур России
(практическое
занятие)

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

2

2.1

Семья и духовнонравственные
ценности
Семья — хранитель
духовных
ценностей

6

1

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

2.2

Родина начинается
с семьи

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

2.3

2.4

Традиции
семейного
воспитания в
России

1

Образ семьи в
культуре народов
России

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
16

https://uchi.ru/
2.5

Труд в истории
семьи

http://scool-

1

collection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

2.6

Семья в
современном мире
(практическое
занятие)

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

3
3.1

Духовно-нравственное
богатство личности
Личность —
общество —
культура

3
http://scool-

1

collection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

3.2

Духовный мир
человека. Человек —
творец культуры.

http://scool-

1

collection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

3.3

4

Личность и
духовнонравственные
ценности

Культурное единство

http://scool-

1

collection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
13

2
17

4.1

4.2

России
Историческая
память как духовнонравственная
ценность

Литература как
язык куль туры

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4.3

Взаимовлияние
культур

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4.4

4.5

Духовнонравственные цен
ности российского
народа

1

Регионы России:
культурное
многообразие

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4.6

Праздники в
культуре народов
России

1

http://scoolcollection.edu.r
18

u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
4.7

Памятники в
культуре народов
России

http://scool-

1

collection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4.8

Музыкальная
культура народов
России

http://scool-

1

collection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4.9

Изобразительное
искусство народов
России

http://scool-

1

collection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4.10 Фольклор и
литература народов
России

http://scool-

1

collection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4.11 Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
19

4.12 Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)

1

http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4.13 Единство страны
— залог будущего
России

http://scool-

1

collection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

5

6

Контрольное
итоговое
тестирование
Итоги года

1

Всего

34

1

6 класс
№
Наименование
п/п разделов и тем
Всего
программы

1.
1.1
1.2

1.3
1.4

1.5

Культура
как
социальность
Мир
культуры:
его структура
Культура России:
многообразие
регионов
История быта как
история культуры
Прогресс:
технический и
социальный
Образование
в
культуре на родов

8

1

4

Количество часов
Контроль Практи
ные
ческие
работы
работы

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
20

1.6

1.7

1.8

2

2.1

2.2

2.3

2.3

2.5

2.6

3
3.1
3.2

России
Права и
обязанности
человека
Общество и
религия: духовнонравственное
взаимодействие
Современный
мир: самое
важное
(практическое
занятие)
Человек и его
отражение в
культуре
Человек и его
отражение в
культуре
Взросление
человека в
культуре народов
России
Религия как
источник нравственности
Наука как
источник знания о
человеке и
человеческом
Этика и
нравственность
как категории
духовной
культуры
Самопознание
(практическое
занятие)
Человек как член
общества
Труд
делает
человека человеком
Подвиг: как
узнать героя?

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

6

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

10

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
21

Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
3.4 Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
самосознания
3.5 Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений
3.6 Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры народов
России
3.7 Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного облика общества
3.8 Выдающиеся
благотворители в
истории .
Благотворительность как
нравственный долг
3.9 Выдающиеся
учёные России .
Наука как
источник
социального и
духовного
прогресса
общества
3.10 Моя
профессия
3.3

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека

ЦОК
22

4
4.1

(практическое
занятие)
Родина и патриотизм 8
Гражданин
1

4.2

Патриотизм

4.3

Защита
Родины: 1
подвиг или долг?
1
Государство .

4.4

Россия —
родина

https://m.edsoo.ru/7f413034

4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

наша

4.5

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

4.6

Моя школа и
мой класс
(практическое
занятие)
Человек:
какой
он?
(практическое
занятие)
Человек
и
культура
(проект)
Контрольное
итоговое
тестирование
Подведение итогов 1
года

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

4.7

4.8

5

6

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
изучения

все

Пла

Контр

Прак

Фак

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
23

го

ольны
е
работ
ы

Раздел 1. Россия – наш общий дом
1

Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной
культуры народов
России»?

1

0

тичес
кие
работ
ы

н.

т.

10 ч.
0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

2

Наш дом — Россия 1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

3

Язык и история

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

4

5

6

1
Русский язык —
язык общения и
язык возможностей

Истоки родной
культуры

1

Материальная
культура

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
24

https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
7

Духовная культура

1

0

0
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

8

Культура и религия

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

9

Культура и
образование

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

10

Многообразие
культур России
(практическое
занятие)

1

0

0.5

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

Раздел 2 . Семья и духовно-нравственные ценности 6 ч.
11

12

Семья – хранитель
духовных ценностей

1

Родина начинается с
семьи

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
25

https://uchi.ru/
13

Традиции семейного
воспитания в России

1

0

http://scool-

0

collection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

14

15

16

Образ семьи в
культуре народов
России

1

Труд в истории
семьи

1

Семья в
современном мире
(практическое
занятие)

1

0

collection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
0

Личность- общество
- культура

http://scool-

0

collection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
0

http://scool-

0,5

collection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности
17

http://scool-

0

1

0

0

3 ч.
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

18

Духовный мир
человека. Человек –
творец культуры.

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
26

19

Личность и духовно- 1
нравственные
ценности.

0

0,5

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

Раздел 4. Культурное единство России 13ч.
20

21

Историческая
память как духовнонравственная
ценность

1

Литература как язык
культуры

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

22

Взаимовлияние
культур

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

23

24

25

Духовнонравственные
ценности
российского народа

1

Регионы России:
культурное
многообразие

1

Праздники в
культуре народов
России

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
27

ru/subject/3/
https://uchi.ru/
26

27

Памятники
архитектуры в
культуре народов
России

1

Музыкальная
культура народов
России

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

28

Изобразительное
искусство народов
России

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

29

30

31

32

Фольклор и
литература народов
России

1

Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

1

Культурная карта
России
(практическое
занятие)

1

Единство страны –
залог будущего

1

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0,5

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0,5

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

0

0

http://scoolcollection.edu.ru
28

России

https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

Раздел 5. Обобщение 2 ч.

33

Повторение по курсу

1

0

0

34

Повторение по курсу

1

0

1

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

все Контро
го льные
работы

План

Практи
ческие
работы

Факт

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1. Культура как социальность 8ч.
1

Мир культуры: его
структура

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

2

Культура России:
многообразие
регионов

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

3

История быта как
история культуры

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

4

Прогресс:
технический и

1

0

0

https://m.edsoo.r
29

социальный

u/7f413034

5

Образование в
культуре народов
России

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

6

Права и
обязанности
человека

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

7

Общество и
религия: духовнонравственное
взаимодействие

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

8

Современный мир:
самое важное (
практическое
занятие)

1

0

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 6ч.
9

Каким должен быть 1
человек? Духовнонравственный облик
и идеал человека.

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

10

Взросление
человека в культуре
народов России
Религия как
источник
нравственности

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

12

Наука как источник
знаний о человеке и
человеческом

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

13

Этика и
нравственность как
категории духовной
культуры

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

14

Самопознание
(практическое
занятие)

1

0

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

11

30

Раздел 3. Человек как член общества 10ч.
15

Труд делает
человека человеком

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

16

Подвиг: как узнать
героя?

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

17

Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

18

Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
самосознания

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

19

Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

20

Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры народов
России

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

21

Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного
облика общества

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

22

Выдающиеся
благотворители в
истории.
Благотворительност

1

0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

31

ь как нравственный
долг
23

Выдающиеся
ученые России

1

0

0
Моя профессия
1
( практическое
занятие)
Раздел 4. Родина и патриотизм 8 ч.
24

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

https://m.edsoo.r
u/7f413034
https://m.edsoo.r
u/7f413034
https://m.edsoo.r
u/7f413034

25

Гражданин

1 0

0

26

Патриотизм

1 0

0

27

Защита Родины:
подвиг или долг?

1 0

0

28

Государство .
Россия – наша
Родина.

1 0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

29

1 0
Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)
Моя школа и мой
1 0
класс (практическое
занятие)

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

Человек: какой он?
(практическое
занятие)

0,5

https://m.edsoo.r
u/7f413034

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

30

31

1 0

Человек и культура 1 0
( проект)
Раздел 5. Обобщение 2ч.

32

33

Итоговый проект
«Что значит быть
человеком?»

1 0

0

https://m.edsoo.r
u/7f413034

34

Итоговое
повторение по

1 0

1

https://m.edsoo.r
u/7f413034
32

курсу
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
5 -6 класс
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 класс:
методические рекомендации/
Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва,
«Просвещение», 2010.
3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие /
под общ.
ред.
А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016.
- 398
с.: ил.
4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд.
5-е,
испр. и доп.
- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура,
наука).
5. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности //
Совершенствование
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении:
Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.
6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.
2.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
33

ИНТЕРНЕТ
1.
«Единое
окно
доступа
к
образовательным
ресурсам»
http://windows.edu/ru
2.
«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»
http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»
http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/5. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет
http://www.metodkabinet.eu/
6.
Каталог
образовательных
ресурсов
сети
«Интернет»
http://catalog.iot.ru
7.
Российский
образовательный
портал
http://www.school.edu.ru
8. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных
ресурсов
9. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
10. https://uchi.ru/- Учи.ру —отечественная онлайн-платформа

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».