Положение о библиотеке

1. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьной библиотеке образовательной организации разработано в
соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года и Федеральным Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ
«О библиотечном деле» с изменениями от 14 апреля 2023 года, с учетом Федерального закона от
25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями от
28 декабря 2022 года, а также Устава МОУ Алексейковская СОШ и других нормативных
правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных
организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные принципы,
задачи и функции библиотеки в образовательном учреждении, определяет организацию
деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует
права и обязанности пользователей и работников библиотеки общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки
общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры личности
учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебновоспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет уровень
требований к библиотеке как к структурному подразделению общеобразовательной организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением МОУ Алексейковская СОШ,
участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права участников
образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе
идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции
библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами
учитывается
при
лицензировании
образовательной
организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в
Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся,
учителей и других работников общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы
родителей на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся на
основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей
природе,
Родине,
семье,
формирование
здорового
образа
жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о школьной библиотеке,

федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных
органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.

2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития
личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и
иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой
статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности»
(с
изменениями
от
28
декабря
2022
года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций,
обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное
или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной
группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ
относятся:



официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации.
2.6. В целях исключения возможности массового распространения экстремистских материалов
библиотекарь самостоятельно осуществляет проверку фонда на предмет наличия в нём
документов, включённых в ФСЭЛ.
2.7. Данная проверка проводится при поступлении новых документов в фонд, систематически, не
менее 1 раза в 3 месяца, путём сверки ФСЭЛ со справочно-библиографическим аппаратом фонда
библиотеки.
2.8. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень
основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах
пользования
библиотекой.
2.9. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного
обслуживания
библиотеки.
2.10. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими
требованиями и нормами.

3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и педагогов
общеобразовательной
организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:


бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);




цифровом (DVD -диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
пользованию
книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося,
развитии
его
творческого
потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору
и
критической
оценке
информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационной деятельности,
формирование
комфортной
библиотечной
среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования
учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.

4. Основные функции школьной библиотеки
Для
реализации
основных
задач
школьная
библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов МОУ Алексейковская СОШ:


комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:


организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание
обучающихся:











обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание
педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;



создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей
(иных законных представителей) обучающихся:



удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию
читателей
в
соответствии
с
установленным
порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых
форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских
конференций,
литературных
вечеров,
викторин
и
др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия
для
обслуживания
читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью
формирования
оптимального
состава
библиотечного
фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе совещательного
органа
–
библиотечного
совета
и
актива
читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно
которому
хранение
учебников
осуществляется
в
отдельном
помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной организации.

5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом
работы
школьной
библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование
фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных
размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру
расходуются на улучшение материально-технической
базы библиотеки, подписку
профессиональных
изданий,
комплектование
фонда
документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования
и
имущества
школьной
библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом общеобразовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии с
правилами
внутреннего
распорядка
общеобразовательной
организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:




двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
не менее одного раза в месяц — методического дня.

6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор
школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе
библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание комфортной
информационной
среды
для
читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в
пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями (иными

законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями,
трудовым
договором
и
Уставом
МОУ
Алексейковская
СОШ.
6.3. Библиотекарь назначается директором общеобразовательной организации, является членом
педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее деятельности,
составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и
утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего годового
плана
общеобразовательной
организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об
образовании
и
(или)
квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы
общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутри
библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным
окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми
документами
с
учетом
объемов
и
сложности
работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной организации
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому
законодательству
Российской
Федерации.
6.9. Библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком, установленным
Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять требованиям соответствующих
квалификационных
характеристик,
Устава
и
Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.

7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки















7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе МОУ Алексейковская СОШ;
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
определять источники комплектования информационных ресурсов;
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными директором
школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного
пользователями
библиотеки,
за
несовершеннолетних
пользователей
ответственность несут законные представители;
вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере).
участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом
Уставом;
на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах
Правительства РФ.
быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
















участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
7.2. Библиотекарь обязан:
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед директором
общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде, Правилами
внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.

8. Права и обязанности пользователей библиотеки


















8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой школы услугах;
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
продлевать срок пользования документами и литературой;
участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об
этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах
несет последний пользователь;
расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.

9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в
индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
9.2.
Перерегистрация
пользователей
библиотеки
производится
ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр.

9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки
и
их
возвращения
в
библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке производится в
присутствии
библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться к
библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к ресурсам,
указанным
в
Федеральном
списке
экстремистской
литературы.
9.9. Работа за компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным актом,
принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
МОУ
Алексейковская
СОШ.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством
Российской
Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном
п.10.1.
настоящего
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».